По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" от 09.04.2014 N 30 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" забайкальского края"



СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. № 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК
И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Заслушав информацию об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на период до 2025 года, руководствуясь ст. 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 27 Устава муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", Совет муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" решил:

1. Схему территориального планирования муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на период до 2025 года - (Приложения: Положения о территориальном планировании муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края, графические изображения Схемы 1; 1.1, 1.1.А; 1.1.Б; 1.2, 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.7; 2; 3; 4;) утвердить (прилагается - не приводится).
2. Решение Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 21.04.2010 № 33 "Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" признать утратившим силу.
3. Подлинный экземпляр Схемы территориального планирования муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на период до 2025 года хранится в отделе строительства, ЖКХ, транспорта и архитектуры Комитета экономического и территориального развития Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края.
4. Направить решение Главе муниципального района для подписания и обнародования.
5. Настоящее решение вместе с приложениями графического изображения Схемы (1; 1.1, 1.1.А; 1.1.Б; 1.2, 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.7; 2; 3; 4) и Положениями о территориальном планировании муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края опубликовать в газете "Слава труду" и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в сети "Интернет".

Глава муниципального района
Г.Н.КОЛОВ





Приложение
к решению
Совета муниципального района
"Город Краснокаменск и
Краснокаменский район"
от 9 апреля 2014 г. № 30

ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Административный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" расположен в юго-восточной части Забайкальского края, имеет участок государственной границы России с Китайской Народной Республикой. Район входит в степную зону, которая занимает как равнинные, так и горные формы рельефа.
Территория района занимает 5328 кв.км (по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Забайкальского края), что составляет 1,23% площади Забайкальского края; среди районов этого субъекта Российской Федерации муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" по величине территории занимает 23 место (из 28). Город Краснокаменск, как и районный центр данного муниципального образования, расположен в 560 км (по железной дороге) от краевого центра - г. Читы.
На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" на 01.01.2006 проживало 67952 чел., или 6% от всей численности населения Забайкальского края. Если учесть, что по величине территории на муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" приходится лишь 1,23% от всей площади Забайкальского края, то она по среднему показателю плотности населения (12,7 чел. на кв.км) намного превышает подобный показатель по краю (2,6 чел. на кв.км). Но здесь следует учесть, что 85% всего населения этого района сосредоточено в г. Краснокаменске, поэтому муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" следует относить к муниципальным образованиям с низкой плотностью населения.
На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" расположены девять сельских и одно городское поселения.
По степени освоенности и характеру использования территории муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" относится к развивающимся индустриально-аграрным территориям Забайкальского края. При этом важно отметить, что в первые годы своего существования район относился к аграрным со сравнительно развитыми животноводством и земледелием, но в 80 - 90-е годы в связи с бурным развитием горнодобывающей промышленности превратился в индустриально-аграрный с разнообразными основными и сопутствующими отраслями хозяйства.
Природные условия муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" оцениваются как разнообразные и сложные ввиду наличия ряда неблагоприятных климатических предпосылок, сказывающихся как на природе, так и на хозяйственной деятельности человека.
В геологическом отношении муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" полностью расположен в Аргунской структурно-формационной зоне, сложенной разновозрастными и разнообразными комплексами пород. Наиболее древними здесь являются рифейские комплексы пород, при этом ранне- и позднерифейские комплексы представлены гранитами, а среднерифейские - преимущественно осадочно-метаморфическими породами (мраморы, доломиты, песчаники и др.). Реликтовый возраст цирконов из измененных гранитов в окрестностях г. Краснокаменска (определенный уран - свинцовым методом) составляет 1200 - 1500 млн. лет. Из палеозойских пород в пределах муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" выявлены лишь позднепалеозойские лейкократовые граниты.
Довольно широко в районе распространены мезозойские комплексы пород, формирование которых происходило в одновозрастных прогибах и в их ближайшем обрамлении. К ним относятся породы, в основном, магматического (граниты, базальты) и осадочно-метаморфического (песчаники, алевролиты, аргиллиты и др.); среди последних часто встречаются пласты бурых и каменных углей. Четвертичные рыхлые отложения хотя и имеют повсеместное распространение, но имеют незначительную мощность (от десятков см до первых метров), а наиболее мощные толщи - до нескольких десятков метров аллювиального и лимногенного происхождения приурочены к речным долинам и озерным котловинам.
Для рельефа муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" характерно, как и для всего Забайкалья, сочетание хребтов со впадинами, многие из которых заняты речными долинами или озерными котловинами. Хребтовых морфоструктур в районе две: Кличкинская и Аргунская. Оба хребта начинаются в соседнем Забайкальском районе, пересекают муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" (первый - на северо-западе, второй - на юго-востоке) и продолжаются на северо-восток в Приаргунском районе, а Кличкинский достигает долины р. Нижняя Борзя (Нерчинско-Заводский район). В пределах муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" длина Кличкинского хребта 45 км, Аргунского - 60 км; оба хребта низкогорные, в них преобладают абсолютные отметки до 1000 м. Лишь немногие вершины расположены выше этой отметки, а высочайшими вершинами в этих хребтах (в пределах муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район") являются: 1105 м в Кличкинском хребте (безымянная гора в 7,5 км от с. Ковыли) и 1122 м в Аргунском хребте (г. Гверитуй в 15 км к югу от г. Краснокаменска). Оба хребта на западе района соединяются межгорной перемычкой длиной 90 км, которая протягивается в субмеридиональном направлении к западу от с. Соктуй-Милозан. Особо следует отметить горный массив с максимальной вершиной г. Тут-Халтуй (1120 м), расположенный вблизи г. Краснокаменска. Морфоструктурно он не относится ни к Кличкинскому, ни к Аргунскому хребтам; это типичное внутривпадинное неотектоническое поднятие в пределах днища Восточно-Урумонгуйской впадины (ее Сухо-Урулюнгуйского ответвления).
Отрицательные морфоструктуры в районе представлены четырьмя впадинами: Западно-Урулюнгуйской, Восточно-Урулюнгуйской, Шаманской и Аргунской. Начало образования их относится к мезозою, когда они заполнялись осадочными отложениями, а также продуктами магматической деятельности. В неоген-четвертичное время эти впадины подверглись воздействию неотектонических движений, в них осложнился рельеф, местами изменились очертания. Две первых из перечисленных представляют, в основном, современную долину р. Урулюнгуй и ее притоков; эта долина в районе ст. Маргуцек (чуть северо-западнее ее) имеет антецедентный участок, где река успевала "врезаться" в поднимающийся Кличкинский хребет, образовав сравнительно узкую долину. Именно этот антецедентный участок и является границей и одновременно местом соединения двух впадин: Западной и Восточно-Урулюнгуйской. Последняя имеет ответвление на юг (от с. Целинный в сторону г. Краснокаменска и юго-западнее его), названное Сухо-Урулюнгуйской впадиной. Абсолютные отметки днищ впадин колеблются в пределах 510 - 700 м, ширина варьирует от первых километров до 15 - 20 км. Шаманская впадина в пределы муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" "заходит" своим восточным флангом на его крайнем юге, где соединяется с Аргунской впадиной. Как и Урулюнгуйские, Шаманская впадина по геологическому строению относится к протовпадинам, сложенным породами осадочных (с бурым каменным углем, цеолитами и фосфоритами), гранитоидных и базальтоидных формаций верхнеюрско-нижнемелового возраста. Аргунская (Дуроевская) впадина расположена на крайнем юге и юго-востоке Краснокаменского района, в приграничной с Китаем территории. Она относится к впадинам забайкальского типа, возникла в мезозойское время, а по геологическому строению относится к протовпадинам, сложенным породами осадочной, базальтоидной и гранитоидной формаций верхнеюрско-нижнемелового времени, которые сверху перекрыты кайнозойскими рыхлыми отложениями незначительной мощности; в осадочных мезозойских толщах встречаются бурые угли. Эта впадина дренируется р. Аргунь, которая разработала крупную долину со всеми ее развитыми геоморфологическими элементами: руслами, поймами, террасами. В пределах района впадина имеет протяженность 90 км, максимальную ширину (в российской, левобережной части долины) до 10 км; наиболее низкие отметки рельефа днища впадины изменяются от 538 до 525 м. Левый борт долины (и впадины) довольно плавно сочленяется с южными и юго-восточными склонами Аргунского хребта. В пределах низкой и высокой пойм Аргуни много проток, стариц, озер и болот. В целом рельеф Приаргунского района благоприятен для хозяйственного освоения территории.
Климат муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", расположенного в южной половине умеренного пояса, резко континентальный, с длительной (до 180 дней) холодной зимой, заметно меньшим по продолжительности (до 113 дней) теплым, а в отдельные дни жарким летом, недостаточным количеством осадков, особенно в зимнее и весеннее время года. Ввиду преобладания безоблачных или малооблачных типов погод на территории района очень высок и даже максимален для Забайкальского края показатель величины солнечного сияния - от 2600 до 2700 часов за год; это намного больше, чем, например, на курортах северного Кавказа (Кисловодск), расположенных намного южнее. Суммарная солнечная радиация колеблется от 120 (на севере района) до 127 ккал/кв.см на юге; годовой радиационный баланс варьирует (соответственно) от 45 до 47 ккал/кв.см. Указанные величины солнечного света и тепла вполне благоприятны для выращивания многих сельскохозяйственных культур, в том числе теплолюбивых.
Среднегодовая температура воздуха повсеместно отрицательная и колеблется от -1,1° до - 1,9°; это способствует сохранению здесь островов многолетней мерзлоты. Среднесуточные отрицательные температуры воздуха длятся почти полгода, но самые низкие приходятся на декабрь, январь и февраль месяцы; при этом самым холодным является январь, средняя температура которого изменяется по району от -26° до -28°; абсолютный минимум температуры воздуха составляет -47°. Среднесуточные температуры выше +10° (нижний порог фенологического лета) устанавливаются в третьей декаде мая и продолжаются до середины сентября, но самые высокие средние температуры устанавливаются в июне, июле и августе; при этом наибольший их показатель приходится на июль: от +19° до +21°, а абсолютный максимум достигал +38°. Сумма активных температур за теплый период по району достигает 2000° - 2130°, что также позволяет (как и по величинам солнечного сияния и радиации) выращивать многие сельскохозяйственные культуры. Однако эти благоприятные факторы значительно снижаются за счет нередко случающихся заморозков в начале и в конце теплого периода, когда температура воздуха по ночам может опускаться ниже 0°. Рискованным здешнее земледелие является и за счет засухи, которая отмечается в конце весны - первой половине лета, а иногда (как в последние годы) продолжается и в июле - начале августа. Годовое количество осадков по району составляет около 300 мм, в горах - до 350 мм, но в засушливые годы их количество может уменьшаться до 220 - 250 мм. Особенно мало их выпадает в зимний период (не более 10 - 15% от годовой суммы). Именно поэтому здесь формируется немощный снежный покров (не более 10 - 15 см), который на открытых и возвышенных местах может сдуваться, а на склонах южной экспозиции подвергаться процессам сублимации. Ветры на юге Забайкалья наиболее частые и сильные отмечаются весной и в первой половине лета, зимой преобладают (в связи с господством Сибирско-Монгольского антициклона с повышенным атмосферным давлением) штилевые или слабоветренные типы погод. На розе ветров преобладают ветры северо-западных и северных румбов, а летом увеличивается доля ветров юго-восточного направления.
В связи с господством степных и луговых ландшафтов и почти полным отсутствием древесной растительности в наземном покрове формируются каштановые, черноземные и луговые почвы; в пониженных местах и в бессточных котловинах с солоноватыми озерами формируются солончаки и солонцовые почвы. Наиболее ценными для земледелия являются черноземные и каштановые почвы, которые заметно отличаются (в худшую сторону) от западно-сибирских или европейских аналогов - они менее мощны и меньше содержат гумуса (обычно не более 6 - 8%), а следовательно менее плодородны.
Кроме отмеченного выше агроклиматического показателя (сумма активных температур воздуха), отмечается следующее: безморозный период длится от 110 на севере до 120 дней на юге; вегетационный период более продолжителен - на севере до 120 и до 140 дней на юге.
Внутренние воды муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" представлены как поверхностными, так и подземными их видами. Поверхностные, в свою очередь, подразделяются на реки (и временные водотоки), озера и болота. Основные реки (Аргунь и ее приток Урулюнгуй) относятся к бассейну стока р. Амур и, значит, Тихого океана. Значительная часть территории относится к многочисленным бессточным областям (участкам). Длина постоянных водотоков в районе составляет 270 км, следовательно, густота речной сети составляет 0,051 км/кв.км, т.е. примерно в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Если в этот расчет взять временные водотоки, то этот показатель почти удвоится, но все же он остается низким. Из-за недостаточного количества осадков и небольшого количества выходов на поверхность подземных вод в муниципальном районе "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" низок показатель модуля стока - от 0,7 до 1,5 л/с/кв.км, что намного ниже среднего значения по области (5,3 л/с/кв.км). Озер в районе довольно много, большинство из них по происхождению относится к остаточным (первично-западинным, связанным с тектоническими прогибами), сохранившихся от прежних плювиальных эпох; часть озер, расположенных в долинах рек Аргунь и Урулюнгуй, имеют старичное происхождение. Относительно крупными для района являются такие озера, как Умыкий (2 x 1,5 км), Цаган-Тором (2 x 0,7 км), Харанур (3 x 0,3 км) и др. Абсолютно большая часть озер относится к соленым или слабосоленым, а по гидрологическому режиму - к бессточным, и они непригодны для водоснабжения. Болота в районе сосредоточены, в основном, в долине р. Аргунь, в меньшей степени - в долине р. Урулюнгуй и в Шаманской впадине. Из-за значительной загрязненности двух основных рек питьевое водоснабжение в Краснокаменском районе осуществляется за счет подземных вод, которые здесь сравнительно хорошо развиты. Преобладают порово-пластовые воды верхнечетвертичных и современных аллювиальных отложений, которые образуют ряд месторождений.
По уровню экономического развития муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" относится к довольно развитым индустриально-аграрным территориям Забайкальского края. Ведущей отраслью экономики является горнодобывающая. Так, например, оборот крупных и средних организаций муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" составил в 2006 г. 6817898 тыс. руб., из них 5220123 тыс. руб. приходится на добытые полезные ископаемые. Важное значение имеют энергетика, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, сельское хозяйство и связанные с ним предприятия АПК.
Экологическое состояние окружающей среды в муниципальном районе "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в целом оценивается как удовлетворительное, но с наличием отдельных неблагополучных ограниченных территорий. Прежде всего это район добычи уранового сырья (Стрельцовское, Тулукуевское и другие месторождения) и расположенный здесь п. Октябрьский. Радиационный фон здесь настолько высок, что начаты работы по переселению жителей этого поселка в районный центр или в другие поселения района. Недостаточно активно и не в полном объеме проводятся рекультивационные работы на месте добычи месторождений полезных ископаемых, особенно на открытых разработках.
Ухудшается качество воды в обеих реках района, при этом в процессе загрязнения Аргуни заметно увеличивается доля вины Китая. Руководство этой страны и приграничных с Россией провинций в пределах бассейна Амура приняли решение о перебросе части вод Аргуни в оз. Далайнор, чтобы уменьшить водность этой реки, а значит и увеличить степень загрязненности ее в пределах обоих государств. При этом следует заметить, что в последнее десятилетие в Китае участились случаи залповых выбросов загрязняющих веществ в реки бассейна Амура (Сунгари, Аргунь и др.). Отсюда ясно, что проблема улучшения экологического состояния Аргуни приобретает международный характер. Остается насущной и проблема браконьерства на реках района, особенно на р. Аргунь, на которой в незаконном лове рыбы участвуют рыбаки обеих стран. В периоды засухи (а они за последние годы участились) увеличиваются масштабы степных пожаров, в возникновении которых резко преобладает человеческий фактор.
В границах района проходит линия 220 кВ (ЦРП-220-ПС "Кличка" Приаргунский район), принадлежащая ОАО "ППГХО".
Формирование территорий городских и сельских поселений в соответствии с действующим законодательством производилось на основе закрепления их границ путем разработки соответствующих картографических описаний, состав и содержание которых, а также порядок их утверждения определялся органами государственной власти Забайкальского края.
Федеральный закон устанавливает требования к формированию территорий сельских поселений (ФЗ-131, глава 2, статьи 10 - 13). В связи с тем, что законом предусматриваются особые условия установления границ на территориях с низкой плотностью населения, Правительством РФ установлены территории, относящиеся к территориям с низкой плотностью населения. На таких территориях формируются так называемые межселенные территории, не относящиеся к территории городских и сельских поселений.
На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" межселенных территорий нет.
При установлении в 2004 году границ муниципальных образований - городских и сельских поселений - учитывалось существующее кадастровое деление территории муниципального района, а также предложения органов местного самоуправления и населения района (Схема (картографическое описание) границ муниципальных образований Краснокаменского муниципального района Забайкальского края, Приложение к Закону Забайкальского края "Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Забайкальского края", М 1:150000).
В границах муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" образовано 9 сельских и 1 городское поселения:
МО "Богдановское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Богдановка (административный центр);
МО "Кайластуйское", в состав которого входит населенный пункт: н.п. Кайластуй (административный центр);
МО "Капцегайтуйское", в состав которого входит населенный пункт: н.п. Капцегайтуй (административный центр);
МО "Ковылинское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Ковыли (административный центр), н.п. Арамогойтуй;
МО "Маргуцекское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Маргуцек (административный центр);
МО "Соктуй-Милозанское", в состав которого входит населенный пункт: н.п. Соктуй-Милозан (административный центр);
МО "Среднеаргунское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Среднеаргунск (административный центр), н.п. Брусиловка;
МО "Целиннинское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Целинный (административный центр), н.п. Урулюнгуй;
МО "Юбилейнинское", в состав которого входят населенные пункты: н.п. Юбилейный (административный центр), н.п. Куйтун;
МО "Город Краснокаменск", в состав которого входит населенный пункт: н.п. Краснокаменск (административный центр), н.п. Октябрьский.
На основе анализа развития территории района, содержащегося в обосновании к настоящему документу, были сделаны предложения по вариантам изменения территориального деления, обеспечивающего выравнивание ресурсных возможностей муниципальных образований - городских и сельских поселений.
На основе указанных предложений и уточнения материалов использования земель предложены соответствующие описания границ муниципальных образований (Схема 1. Схема существующих и планируемых границ поселений, входящих в состав муниципального района).

1.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Требования к составу Схемы территориального планирования муниципального района устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ФЗ-131).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы), характеризующие существующее размещение объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
1) объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
2) автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно 131-ФЗ к вопросам местного значения (полномочиям) муниципального района относятся:
"4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов".
Следовательно, к объектам местного (районного) значения относятся следующие объекты:
- электро- и газоснабжения в границах муниципального района (кроме объектов, расположенных в населенных пунктах поселений);
- автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения);
- объекты районного значения, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- объекты охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
- объекты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, объектов дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также объекты для отдыха детей в каникулярное время;
- объекты по оказанию на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- объекты по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
- объекты библиотечного обслуживания поселений.
Территория муниципального района в настоящее время используется для размещения различных объектов капитального строительства районного значения, основными из которых являются объекты транспортной инфраструктуры и объекты электроэнергетики, а также объекты социальной инфраструктуры (показано на Схеме 2. Схема границ земельных участков, на которой размещены объекты капитального строительства районного значения или объекты, находящиеся в собственности муниципального района).
1. Территория района характеризуется достаточно низкой транспортной освоенностью. Несмотря на довольно значительную протяженность дорог с твердым покрытием, сеть дорог по своей качественной структуре пока не отвечает современным требованиям. Недостаточен удельный вес усовершенствованного покрытия на дорогах. Большинство транспортных сооружений на дорогах временного типа.
По транспортной доступности населенных мест и мест приложения труда район имеет хорошие показатели.
Список участков автодорог муниципального района приведен в Табл. 1.

ТАБЛИЦА 1. СПИСОК УЧАСТКОВ АВТОДОРОГ (МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ) КРАСНОКАМЕНСКОГО РАЙОНА
Наименование автодорог
Общая протяженность в границах района, км
Тип дороги
Регионального значения
Краснокаменск - Соктуй-Милозан
24
II
Краснокаменск - Целиннинское
23
II
Краснокаменск - Кайластуй
50
II
Кайластуй - Среднеаргунское
19
II
Среднеаргунское - Брусиловка
20
II
Кайластуй - Капцегайтуй
23
II
Капцегайтуй - Богдановка
13
II
Краснокаменск - Юбилейный
27
II
Местного значения
Краснокаменск
55,33
I
Ковыли
1,5
II
Кайластуй
7,0
II
Капцегайтуй
5,0
II
Среднеаргунск
5,6
II
Богдановка
5,0
II
Юбилейный
7,2
II
Соктуй-Милозан
6,2
II
Целинный
9,0
II

2. Электроснабжение района осуществляется от Юго-Восточного предприятия электрических сетей.
Южное предприятие электросетей представляет собой высоковольтные линии электропередач ВЛ-10 кВ № 10 Соктуй-Милозан, запитанная от ПС Н.Калтан 35 - 10 кВ.
Линия ВЛ-10 кВ проходит по территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от границы с Забайкальским районом (оп. № 116) до с. Соктуй-Милозан и состоит из 280 опор (общее количество опор по линиям - 157 оп. и отпайкам - 123 оп.)
Протяженность линий по району составляет - 17,92 км, в том числе:
1. Длина ответвлений:
Отпайка на КТП № 1009 "Дойка" - 4,26 км
Отпайка на КТП № 1002 "Поселок" - 0,54 км
Отпайка на КТП № 1008 "Поселок-3" - 0,96 км
Отпайка на КТП № 1001 "Зерноток" - 0,06 км
Отпайка на КТП № 1003 "Водокачка" - 0,7 км
Отпайка на КТП № 1007 "Школа" - 1,5 км
Отпайка на КТП № 1005 "Поселок-2" - 0,06 км
Отпайка на КТП № 1004 "МТМ" - 0,06 км
2. Длины отдельных участков:
Участок оп. № 216 - оп. № 352 - 8,1 км
Участок оп. № 352 - оп. № 365 - 0,78 км
Участок оп. № 365 - оп. № 375 - 0,6 км
Участок оп. № 375 - оп. № 380 - 0,3 км

ТАБЛИЦА 2. ПЕРЕЧЕНЬ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ
№ п/п
№ ТП
Наименование
Мощность тр-ра, кВА
I ном., А
I факт., А
Нагрузка тр-ра, %
1
1001
Зерноток
400
578
243
42
2
1002
Поселок-1
100
144
85
59
3
1003
Водокачка
250
361
173
47
4
1004
МТМ
250
361
158
44
5
1005
Поселок-2
100
144
93
65
6
1007
Школа
160
231
114
49
7
1008
Поселок-3
160
231
131
57
8
1009
Дойка
250
361
153
42

Перечень линий ЮВПЭС 6 - 110 кВ, ПС 35/10 и ТП, находящихся в муниципальном районе "Город Краснокаменск и Краснокаменский район"

ТАБЛИЦА 3. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ ЮВПЭС В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"
№ п/п
Наименование объекта, находящегося в зоне обслуживания Юго-Восточного ПЭС
Местонахождение объекта
Длина трассы, км
Линии электропередач 110 кВ
1
Воздушная линия № 39 н.п. Краснокаменск - н.п. Абагайтуй
От границы с Забайкальским районом до Краснокаменской ТЭЦ
50
Линии электропередач 35 кВ
1
н.п. Молодежный - н.п. Капцегайтуй, диспетчерская № 320
От границы с Приаргунским районом до н.п. Капцегайтуй
19,038
2
н.п. Кличка - н.п. Урулюнгуй, диспетчерская № 304
От границы с Приаргунским районом до н.п. Целинный
7,336
3
н.п. Кличка - н.п. Ковыли, диспетчерская № 403
От границы с Приаргунским районом до н.п. Ковыли
18,639
Линии электропередач 10 кВ
1
№ 071 н.п. Канцегайтуй - н.п. Кайластуй
От н.п. Канцегайтуй до н.п. Кайластуй
21,577
2
н.п. Канцегайтуй - н.п. Горда
От н.п. Канцегайтуй до границы с Приаргунским районом
12,546
3
Стоянка Карла Маркса - н.п. Цаган-Олуй
От н.п. Ковыли до границы с Борзинским районом
12,546
4
Стоянка Карла Маркса - н.п. Кондуй
От н.п. Ковыли до границы с Борзинским районом
5,986
5
Стоянка Карла Маркса - Чабанские стоянки
От н.п. Ковыли до стоянки ГПЗ им. Карла Маркса
29,893
6
Стоянка Карла Маркса
н.п. Ковыли
14,34
7
№ 087 н.п. Досатуй - н.п. Куйтун
От границы с Приаргунским районом до н.п. Куйтун
21,025
8
№ 074 н.п. Канцегайтуй - н.п. Богдановка
От н.п. Канцегайтуй до н.п. Богдановка
18,868
9
№ 072 н.п. Канцегайтуй
н.п. Канцегайтуй
3,465
10
№ 191 н.п. Кайластуй
н.п. Кайластуй
4,99
11
№ 192 н.п. Кайластуй - н.п. Брусиловка - н.п. Среднеаргунск
От н.п. Кайластуй до н.п. Брусиловка, н.п. Среднеаргунск
47,71
12
№ 151 н.п. Урулюнгуй - н.п. Новоивановка
От н.п. Целинный до границы с Приаргунским районом
4,97
13
№ 152 н.п. Урулюнгуй - н.п. Целинный Отпайка № 152 н.п. Урулюнгуй - н.п. Целинный
н.п. Целинный
2,88
14
№ 153 н.п. Урулюнгуй - н.п. Калтачи
н.п. Целинный
18,95
15
н.п. Урулюнгуй - ПМК
н.п. Целинный
0,401
Линии электропередач 6 кВ
1
№ 013 н.п. Кличка - н.п. Тарбазитуй
От границы с Приаргунским районом до н.п. Маргуцек
4,65

Данные о ЛЭП, принадлежащих ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", расположенных на территории муниципального района приведены в таблице.

ТАБЛИЦА 4. ЛЭП И ПОДСТАНЦИИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ОАО "ППГХО"
Напряжение ЛЭП, кВ
Наименование ЛЭП
Длина ЛЭП, км
Начало ЛЭП
Конец ЛЭП
Примечание
220
№ 237
46,6 (участок ППГХО)
ЦРП-220
ПС "Кличка" Приаргунский район
Связь с энергосистемой Читаэнерго
110
№ 26, 27 двухцепная
46,4
ОРУ-110 кВ ТЭЦ
ПС "Кличка" Приаргунский район
Связь с энергосистемой Читаэнерго
110
№ 118
15,6
ОРУ-110 кВ ТЭЦ
ПС "Аргунь" н.п. Кайластуй
Двухцепная до ПС "Плотина"
110
№ 120
40,1
ОРУ-110 кВ ТЭЦ
ПС "Аргунь" н.п. Кайластуй
35
№ 01, 02 двухцепная
55,3
ПС ГПП-10
ПС № 9, в 5 км от н.п. Досатуй Приаргунский район
Эл. снабжение хозпитьевого водозабора
6
ВЛ-6 левая ВЛ-6 правая 2 линии параллельно
14,2
ПС № 10
Арт. скважина № 12, 2 подъем хозпитьевого водозабора
Питание арт. скважин, пойма р. Урулюнгуй
6
ВЛ-6 левая Вл-6 правая 2 линии параллельно
11,4
ПС № 7
Арт. скважина № 19, 1 подъем хозпитьевого водозабора Приаргунский район
Питание арт. скважин, пойма р. Урулюнгуй
6
Тк-95
1,7
ПС "Аргунь"
ТК-19 н.п. Кайластуй
Питание жилого дома, заставы

Надежность электроснабжения потребителей района недостаточная, что связано с наличием устаревшего оборудования на электростанциях и в сетях одностороннего питания потребителей.
3. Территории населенных пунктов - наиболее интенсивно используемые части территории района. Именно на них расположены практически все объемные объекты капитального строительства (здания и сооружения). В населенных пунктах проживает все население района.
Численность постоянного населения в населенных пунктах муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" (по данным переписи 2002 года) приведена в Таблице 5.

ТАБЛИЦА 5. ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"
НАИМЕНОВАНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
ОБА ПОЛА
МУЖЧИНЫ/ЖЕНЩИНЫ
КОВЫЛИ
1497
748/749
АРАМОГОЙТУЙ
110
59/51
БОГДАНОВКА
742
395/347
БРУСИЛОВКА
273
147/126
КАЙЛАСТУЙ
1044
525/519
КАПЦЕГАЙТУЙ
800
412/388
КУЙТУН
340
176/164
МАРГУЦЕК
990
461/529
ТАРБАЗЙТУЙ
341
181/160
СОКТУЙ-МИЛОЗАН
774
383/391
СРЕДНЕАРГУНСК
449
235/214
ЦЕЛИННЫЙ
1683
828/855
УРУЛЮНГУЙ
170
69/101
ЮБИЛЕЙНЫЙ
774
379/395
КРАСНОКАМЕНСК
58128
27513/30615

Населенные пункты формировались как населенные места в течение достаточно продолжительных периодов. Наиболее старые из них образовывались в местах традиционного расселения, как правило, связанного с натуральным сельским хозяйством, некоторые поселения формировались как жилые зоны в местах активного приложения труда в горнорудной и лесной промышленности.
Ввиду экономического спада сокращается уровень доходов местного бюджета и, как следствие, снижается уровень социального обслуживания населения, в том числе количество учреждений социальной инфраструктуры, объем и качество оказания услуг. Прежде всего это обусловлено низкой обеспеченностью средствами осуществления деятельности (включая расходы на оплату труда специалистов) в базовых отраслях социальной сферы: образовании, здравоохранении и культуре.
В настоящее время в населенных пунктах имеются следующие объекты социального обслуживания населения (Табл. 6).

ТАБЛИЦА 6. РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИВАЕМЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"
НАИМЕНОВАНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
ШКОЛЫ/МЕСТ
БОЛЬНИЦА/ФАП
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КОВЫЛИНСКОЕ"
1/160
1/-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "МАРГУЦЕКСКОЕ"
1/160
-/-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ЦЕЛИННИНСКОЕ"
1/160
1/-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "СОКТУЙ-МИЛОЗАНСКОЕ"
1/160
-/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК"
10/6410
2/-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ЮБИЛЕЙНИНСКОЕ"
2/250
-/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "БОГДАНОВСКОЕ"
1/320
-/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КАПЦЕГАЙТУЙСКОЕ"
1/160
-/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КАЙЛАСТУЙСКОЕ"
1/160
-/-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "СРЕДНЕАРГУНСКОЕ"
2/160
-/2

1.3. УСТАНОВЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В данной Схеме зоны ограничений использования территории в градостроительных целях устанавливаются на основе нормативных требований, а в тех случаях, когда имеются соответствующие проектные документы, на основе этих документов.
Система охраняемых территорий включает:
территории оздоровительного и рекреационного назначения;
территории объектов культурного наследия (особо охраняемые территории объектов культурного наследия); территории зон залегания полезных ископаемых.
Система зон с особыми условиями использования территории включает:
санитарно-защитные зоны;
зоны охраны курортов;
зоны охраны источников питьевого водоснабжения;
зоны охраны источников минеральных вод;
зоны охраны воздушных линий электропередачи;
водоохранные зоны рек и водоемов;
зоны горной охраны;
зоны охраны объектов культурного наследия;
охранные зоны железной дороги;
придорожные полосы федеральных автодорог и др.
На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" выявлены следующие объекты, для которых в соответствии с законодательством устанавливаются зоны ограничений градостроительной деятельности (показано на Схеме 3 Схема границ зон с особыми условиями использования территории):
1. На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" 14 объектов рекреационного назначения.
Оцененная площадь охраняемых территорий 0,16 кв.км.
2. На территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" расположено 2 участка природоохранного назначения.
Оцененная площадь охраняемых территорий 1,371 кв.км.
3. На территории района было выявлено 20 археологических объектов: древние захоронения, плиточные могильники, древние стоянки и поселения разных эпох.
4. В муниципальном районе "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" водоохранная зона 200 м установлена на реке Аргунь. Остальные реки имеют водоохранную зону - 50 м и 100 м.
Оцененная площадь охраняемых территорий 188,31 кв.км.
5. Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земляного участка, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обеим сторонам от крайних проводов при отклонении и положении на расстоянии, м: 10 - напряжение до 20 кВ; 15 - напряжение до 35 кВ; 20 - напряжение до 110 кВ. (на основании Постановления Правительства РФ № 100 от 02.02.2000).
По территории района проходят электролинии напряжением 220 и 110 кВ, а также линии напряжением 35 и 10 кВ.
6. По территории района на протяжении 124,08 км проходит участок Транссибирской железнодорожной магистрали.
Оцененная площадь охраняемых территорий - 24,90 кв.км.
Таким образом, на территории района образована система охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, которая актуализирована в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Общая площадь таких территорий составляет - 369,95 кв.км (7,0% территории района). В данной системе существуют различные ограничения градостроительной деятельности: от разрешения определенных видов деятельности до полного ее запрещения. Значительные территориальные ресурсы, которыми обладает район (наличие значительных неиспользуемых либо малоиспользуемых территорий) позволяют нам рассматривать данную систему как совокупную зону ограничений градостроительной деятельности, в пределах которой не рекомендуется размещать в дальнейшем новые объекты капитального строительства местного значения. В отношении существующих объектов капитального строительства утверждается принцип, согласно которому они продолжают функционировать и могут усовершенствоваться в тех случаях, когда их размещение на данной территории не противоречит законодательству.
Для большей части объектов, расположенных на территории населенных пунктов, включая объекты районного значения, для которых должны устанавливаться зоны с особыми условиями использования территории, установление этих зон производится при подготовке и утверждении генеральных планов поселений.

1.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

К объектам местного (районного) значения, размещение которых устанавливается Схемой территориального планирования муниципального района в соответствии с законом относятся следующие объекты:
- электро- и газоснабжения в границах муниципального района (кроме объектов, расположенных в населенных пунктах поселений);
- автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения);
- районного значения, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
- начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, объектов дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также объекты для отдыха детей в каникулярное время;
- по оказанию на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
- библиотечного обслуживания поселений.
Поскольку на территории района в настоящее время существует и функционирует система указанных объектов, территориальное планирование предполагает оптимизацию размещения системы сохраняемых, реконструируемых и предполагаемых к строительству объектов районного значения.
Перечисленные выше инфраструктурные объекты создаются для обеспечения функционирования населенных мест и обособленных мест приложения труда. Поэтому территориальное планирование на районном уровне не может осуществляться без установления перспектив развития существующих населенных пунктов и предполагаемого размещения новых мест приложения труда.
В связи с этим, мы выделяем три группы основных (не инфраструктурных) градостроительных объектов, размещаемых на территории района: существующие населенные пункты; существующие и предполагаемые к размещению места приложения труда вне населенных пунктов; рекреационные объекты вне населенных пунктов, используемые в качестве туристских ресурсов, требующие создания соответствующей инфраструктуры.
Как и любой другой документ территориального планирования, Схема территориального планирования муниципального района должна определить цель территориального планирования на уровне муниципального района. Цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы она соответствовала законодательным установлениям, предъявляемым к содержанию документа. Цель должна включать положения, обусловленные необходимостью комплексных решений.
В соответствии с указанными выше требованиями цель территориального планирования муниципального района формулируется следующим образом: "Целью территориального планирования муниципального района является определение размещения и параметров объектов капитального строительства районного значения (автодорог, линий электропередачи, объектов социального обслуживания), исходя из осознанных местным сообществом и предполагаемых в результате научных исследований перспективных вариантов развития территории муниципального района как комплексного объекта со своими уникальными территориальными возможностями".
Поскольку территория муниципального района делится между поселениями, являющимися самостоятельными муниципальными образованиями, цели территориального планирования района не могут формулироваться в отрыве от целей территориального планирования поселений.
Органы местного самоуправления поселений обладают самостоятельной компетенцией на решение вопросов местного значения и правом на осуществление территориального планирования путем разработки генеральных планов поселений.
Исходя из этих условий, цель территориального планирования может быть дополнена следующим образом: "Целью территориального планирования муниципального района является создание инфраструктуры, обеспечивающей равные условия для конкурентного саморазвития составляющих его территорий сельских поселений".
Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:
- изучить территорию района как совокупность территориальных ресурсов;
- исследовать территориальные возможности района, в том числе по территориям сельских поселений;
- определить ограничения использования территории района в градостроительных целях;
- изучить комплексное развитие территории района и оценить размещение существующих объектов капитального строительства районного значения;
- на основе сбора и компьютерной обработки информации, ее графической фиксации и комплексного анализа подготовить, обсудить с общественностью и согласовать с администрацией муниципального района концепцию стратегического плана развития территории района, основанную на принципе комплексного использования имеющихся территориальных ресурсов и результатах анализа социально-экономического положения района;
- опираясь на данную концепцию на последующих стадиях работы, разработать рекомендации по вариантам социально-экономического развития района;
- на основе разработанного и обсужденного вариативного стратегического плана развития района разработать документ территориального планирования муниципального района, включающего соответствующие обоснования принимаемых решений.

Часть 2. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ И УКАЗАНИЕ НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Мероприятия по территориальному планированию включают следующие основные направления: экономическое развитие, социальное развитие и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры районного значения.

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Муниципальный район в настоящее время имеет ограниченное число видов экономической деятельности и, соответственно, мест приложения труда.
Чтобы обеспечить экономическое развитие, следует путем создания условий для привлечения инвестиций стимулировать новые виды экономической деятельности и сохранять существующие.
Для определения путей экономического развития следует определить основные стратегические направления и приоритеты экономического развития района.
А. Основные стратегические направления и приоритеты экономического развития района.
А-1. Исходя из природных, исторических и географических особенностей местности, а также конкурентных преимуществах района, на первом этапе основным стратегическим вариантом территориального развития будет являться экономическая специализация района в добывающей промышленности и сельском хозяйстве, поэтому необходимо анализировать другие возможные проекты на предмет совместимости с этим вариантом территориального развития.
А-2. Добычу урана, бурого угля (других полезных ископаемых) следует развивать в направлении ее увеличения и углубления переработки добываемого сырья. Одновременно следует более тщательно оценить перспективы развития горнодобывающей отрасли района, имея в виду, что на близ лежащих территориях расположены месторождения рудных полезных ископаемых со значительно большими запасами, более высоким содержанием металлов, с меньшими оцениваемыми затратами на их освоение.
А-3. Сельское хозяйство будет развиваться, в основном, по направлениям животноводства, птицеводства и переработки производимой продукции в объемах, соответствующих объемам внутреннего потребления, а в дальнейшем с ориентацией на вывоз мясного сырья и продукции за пределы района. Планируется максимально привлекать домашние хозяйства селян к мелкотоварному производству сельхозпродукции, взаимоувязывая это производство с развитием личных подсобных хозяйств и строительством одноквартирных жилых домов повышенной комфортности (мини-ферм).
А-4. Развитие жилищного строительства в сельских поселениях и строительство одноквартирных жилых домов, включая подсобные хозяйства (мини-фермы) в сельских поселениях, будет взаимоувязано с созданием соответствующей инфраструктуры (ипотечного кредитования, реализации и переработки производимой домашними хозяйствами сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, строительства). Инфраструктура жилищного строительства будет использована для создания мелких и средних производственных объектов.
А-5. В долгосрочной перспективе предусматривается развитие по направлениям, связанным с обеспечением устойчивого развития территории. Устойчивое развитие территории достигается в результате добровольного и осознанного избрания населением экологических приоритетов. В результате избрания такого пути одним из основных вариантов развития будет сокращение или полное прекращение добычи полезных ископаемых; перевод сельского хозяйства на интенсивные экологически чистые технологии, возможно, с получением высокотехнологичной биопродукции из органического сырья; интенсивное лесопользование с получением определенных видов химической продукции из лесного сырья с исключением вредных производств; размещение высокотехнологичных, особо чистых производств (приборостроение, получение особо чистых материалов в закрытых процессах и т.п.), основанных на использовании ввозимого сырья и т.д.
На основе указанных стратегических направлений определен перечень рекомендуемых мероприятий по обеспечению экономического развития путем определения предполагаемых мест размещения объектов экономической деятельности (показано на Схеме 4. Схема границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства районного значения).
Б. Перечень мероприятий по обеспечению экономического развития района.
Б-1. Развитие объектов, обеспечивающих эффективную переработку производимой сельскохозяйственной продукции, - предприятий по заготовке и переработке мясного и молочного сырья предусмотреть на территориях следующих сельских поселений: н.п. Ковыли, н.п. Маргуцек, н.п. Соктуй-Милозан, н.п. Целинный, н.п. Юбилейный, н.п. Богдановка, н.п. Капцегайтуй, н.п. Кайластуй, н.п. Среднеаргунск.
Б-2. Размещение действующих производств горнодобывающей отрасли планируется в зонах существующих и проектируемых горных отводов, в тех случаях, когда имеется возможность эффективного извлечения полезных ископаемых. Сегодня такие производства действуют и будут продолжать свою деятельность в ближайшие годы в местах добычи общераспространенных полезных ископаемых: МО "Краснокаменское", МО "Кайластуйское".
Б-3. Зоны перспективного развития высокотехнологичных производств, ориентированных на углубленную переработку сырья, предполагается разместить в районе н.п. Краснокаменск.

2.2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Муниципальный район в настоящее время имеет ограниченное число объектов социального обслуживания. В районе имеется потребность в строительстве благоустроенных индивидуальных жилых домов для сельских жителей.
Чтобы обеспечить социальное развитие, следует путем создания новых объектов социальной сферы и усовершенствования существующих, а также стимулирования индивидуального жилищного строительства существенно повысить качество жизни местного населения.
Для определения путей социального развития следует определить основные стратегические направления и приоритеты социального развития района.
В. Основные стратегические направления и приоритеты социального развития района.
В-1. В районе сформировано десять поселений, являющихся самоуправляемыми территориями. Поэтому развитие системы расселения района должно идти по пути расширения и усиления связей сельских поселений с центром района и между собой, а также расширения и усиления связей между населенными пунктами внутри городских и сельских поселений.
В-2. Новые поселения и населенные пункты в пределах срока планирования на территории района создаваться не будут. Центральная группа населенных пунктов будет развиваться в направлении формирования единого городского поселения - крупного города.
В-3. В связи с новыми условиями развития сельскохозяйственного производства и возможностью создания новых форм его ведения, подход к системе расселения должен измениться. Предусматриваемое ранее направление на создание крупных животноводческих комплексов и связанных с ними перспективных поселений при сселении мелких сельских населенных пунктов нереализуемо.
В настоящее время и на перспективу должны получить развитие различные формы индивидуальной деятельности (например, домашние хозяйства, осуществляющие мелкотоварное сельскохозяйственное производство).
Основу системы расселения должны составить, как и в настоящее время, современные центральные усадьбы хозяйств (функция их именно как центров хозяйств уже утрачена в связи с переходом от сельского расселения к более урбанизированным его формам) и крупные несельскохозяйственные населенные пункты. Эти населенные пункты должны стать центрами местных (поселенческих) систем расселения. Как правило, эти населенные пункты наиболее удачно расположены к местам приложения труда и по транспортным условиям по отношению к более мелким населенным пунктам, входящим в состав хозяйств. Кроме того, в этих населенных пунктах уже в настоящее время имеется развитая инфраструктура обслуживания, развитие которой было связано с учетом обслуживания не только своего населения, но и населения близлежащих более мелких населенных пунктов. В этих населенных пунктах доля благоустроенного фонда (включая инженерное оборудование) также выше, чем в прочих населенных пунктах.
В-4. Исходя из этих положений, в схеме выделялись (в некоторой степени условно) две группы населенных пунктов, имеющих некоторые различия в направлениях их дальнейшего развития:
Развиваемые населенные пункты - в основном, административные центры поселений и крупные несельскохозяйственные населенные пункты, имеющие базу для дальнейшего экономического развития. В этих населенных пунктах намечается концентрация нового строительства различных промышленных и обслуживающих предприятий и учреждений (переработки сельскохозяйственного и лесного сырья, стройиндустрии, бытового обслуживания и др.). Развитие градообразующей базы за счет этих производств при стабилизации и снижении числа занятых в сельском хозяйстве в большинстве случаев должно вести к стабилизации и росту численности населения в развиваемых населенных пунктах. Поэтому в этих населенных пунктах и намечается концентрация современного жилищного фонда, а также связанная с ними и новым производственным строительством расширение и реконструкция инженерного оборудования (локальные системы водоснабжения, канализации и теплоснабжения). На данный момент все населенные пункты муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" относятся к развиваемым. На расчетный срок по сравнению с современным состоянием намечается сохранение средней величины одного населенного пункта, вместе с тем средняя величина одного развиваемого населенного пункта должна вырасти, в среднем, на 40 - 60.
В-5. Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в районе специфических проблем населения, требующих особого подхода к их решению. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. По нашим пессимистическим прогнозам, при сохранении существующих тенденций население района к 2025 году сократится по сравнению с началом 1992 года на 10 тыс. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.
Вместе с тем, оптимистический прогноз, основанный на предположении о том, что сокращение численности населения района в течение последних пятнадцати лет был обусловлен экономическим спадом, преодоленным позднее, а также на инициативах федеральных органов государственной власти по стимулированию (в том числе экономическому) повышения рождаемости, позволяет надеяться на то, что численность населения не сократится по сравнению с достигнутым уровнем.
Оптимистический прогноз показывает, что численность населения района может увеличиться за счет увеличения рождаемости (без ожидаемого роста смертности) за 20-летний период на 12 тыс. чел.
Вероятностный прогноз позволяет предположить, что численность населения района за рассматриваемый период может возрасти не более чем на 8 - 10%.
Прирост населения района за счет увеличения трудовой миграции при сохранении существующий миграционной политики государства не ожидается, как и не ожидается значительного оттока населения. В значительной степени на рост численности населения района могут повлиять законодательные инициативы (международные соглашения) по упрощению эмиграции на территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока граждан Китайской Народной Республики.
Численность населения района может несколько увеличиться, за проектный период (с 68,1 до 78 тыс. чел.), в том числе за счет иммиграции населения.
В-6. Особое внимание следует уделить молодежи - она является основой будущего развития района. Следует создать больше возможностей для культурного, спортивного досуга молодежи и для самореализации молодого поколения внутри района, оказывать больше содействия развитию молодежной политики.
В-7. Важное значение имеет развитие и перепрофилирование начального и среднего профессионального образования (пересмотр существующих специальностей и ввод новых) для обеспечения кадрами развивающейся экономики района.
В-8. Развитие инфраструктуры социального обслуживания должно осуществляться в соответствии с вариантами территориального развития с приближением центров оказания социальных услуг к населенным местам и местам приложения труда.
В среднесрочном периоде следует выровнять уровень оказания социальных услуг учреждениями районного значения до общекраевого обеспечить повышение качества социальных услуг, обновить основные фонды социальных учреждений.
В долгосрочном периоде необходимо создать систему нормативного обеспечения населения социальными услугами в соответствии с темпами развития местных сообществ.
В-9. Программа строительства одноквартирных жилых домов, включая подсобные хозяйства (мини-фермы), является наиболее перспективным инвестиционным проектом, стимулирующим развитие различных видов экономической деятельности и отраслей районного хозяйства.
Выше была охарактеризована взаимосвязь этой программы с основными направлениями стратегии развития района: в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, строительном комплексе района, что позволяет получить мультипликативный эффект от ее реализации.
Программа позволяет решить важнейшую для района проблему - закрепление трудоспособного населения в сельской местности, его социальная адаптация к рыночным отношениям, повышение его социально-культурного уровня, включая культуру потребления.
Сущность программы в создании финансово-экономических механизмов и институтов, позволяющих активной части сельского населения района направить средства, получаемые от индивидуальной сельскохозяйственной деятельности (мелкотоварного производства), на улучшение своих социально-бытовых условий путем строительства одноквартирных жилых домов (усадеб), совмещаемых с подсобными хозяйствами (подворьем). Подразумевается, что строиться будет современное комфортное жилье, обустроенное локальными системами жизнеобеспечения (водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, информационными коммуникациями).
Программа предполагает, что в течение проектируемого срока (до 20 лет) активная часть населения района будет участвовать в ее реализации путем краткосрочных и долгосрочных ипотечных заимствований, погашаемых за счет производимой сельскохозяйственной (иной) продукции и иных источников.
Программа предусматривает строительство в населенных пунктах жилых массивов с применением методов промышленного строительства из качественных местных материалов. В связи с этим, предполагается относительная унификация строящихся домов для привязки технологии и цен на производство строительной продукции к гарантируемым ценам на сельхозпродукцию.
Реализация программы жилищного строительства связана, в первую очередь, с развиваемыми населенными пунктами. Однако, это не означает, что у жителей сохраняемых населенных пунктов не должно быть возможности участвовать в программе. Более того, учитывая, что сохраняемые населенные пункты имеют преимущественно сельскохозяйственную специализацию, участие их жителей в программе, рассчитанной на развитие индивидуальной сельскохозяйственной деятельности, становится еще более обоснованным.
На основе указанных стратегических направлений определен перечень мероприятий по обеспечению социального развития (показано на Схеме 4. Схема границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства районного значения).
Г. Перечень мероприятий по обеспечению социального развития района.
Г-1. Развитие населенных пунктов в сельской местности осуществляется с развитием социальной инфраструктуры села, проблемы которого могут быть решены только в рамках специально разработанных программ. Данные объекты планируется реконструировать в соответствии с установленными региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, либо обеспечить их капитальный ремонт без расширения объемов обслуживания.
В н.п. Ковыли, н.п. Целинный и н.п. Краснокаменск планируется строительство социально-бытовых комплексов, включающих общественный центр, центр бытового обслуживания и центр активного отдыха населения. Строительство планируется по мере реализации положений данной схемы в части, касающейся освоения зон перспективного развития.
При всех школах необходимо предусмотреть размещение спортивных площадок (залов), оснащенных необходимым спортивным инвентарем, в режиме, доступном для взрослого населения.
Г-2. Объемные показатели жилищной программы основываются на предположении, что ее участниками в течение двадцатилетнего срока станут не более 20% экономически активных семей, проживающих в районе. Таким образом, программа рассчитана на строительство в течение десяти лет 6700 усадеб во всех развиваемых населенных пунктах района. Оцениваемая стоимость программы, таким образом, составляет 24,913 млрд. рублей (или в расчете на период строительства - 20 лет - 1,2 млрд. в год).
Последнее не означает, что по мере повышения интереса населения к программе она не может быть расширена до нового уровня потребности в жилищном строительстве.

ТАБЛИЦА 7. ОБЪЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН"
НАИМЕНОВАНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
ЧИСЛО ДОМОВ
ПЕРИОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Ковыли
150
2009 - 2019
Арамогойтуй
11
2017 - 2027
Богдановка
75
2013 - 2023
Брусиловка
27
2016 - 2026
Кайластуй
10
2017 - 2027
Капцегайтуй
80
2011 - 2021
Куйтун
34
2015 - 2025
Маргуцек
99
2010 - 2020
Тарбазитуй
34
2015 - 2025
Соктуй-Милозан
77
2012 - 2022
Среднеаргунск
45
2014 - 2024
Целинный
168
2008 - 2018
Юбилейный
77
2012 - 2020
Краснокаменск
5813
2007 - 2017
ИТОГО:
6700
2007 - 2027

2.3. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Муниципальный район в настоящее время имеет сложившуюся систему транспортных связей и электроснабжения.
Развитие транспортной инфраструктуры района невозможно без усовершенствования дорог районного значения. Развитие систем электроснабжения района связано с обеспечением потребностей существующих и размещаемых объектов капитального строительства электроэнергией.
Для определения путей развития следует определить основные стратегические направления и приоритеты развития инфраструктуры района.
Д. Основные стратегические направления и приоритеты развития инфраструктуры района.
Д-1. Межпоселенческие автодороги во многих случаях формировались в результате стихийно сложившихся "наезженных" транспортных путей. Они не всегда организованы оптимальным образом, имеют сложные и опасные участки и требуют усовершенствования, включающие улучшение качества покрытия, сглаживание "острых кривых", расширение узких плеч и обустройство придорожной инфраструктуры (кюветов, стояночных площадок и т.п.).
Д-2. Размещение и параметры объектов электроснабжения районного значения определяются существующим состоянием систем электроснабжения и планируемыми изменениями в использовании энергоресурсов в связи с размещением объектов капитального строительства.
На основе указанных стратегических направлений определен перечень мероприятий по обеспечению развития транспортной и энергетической инфраструктуры района (показано на Схеме 4. Схема границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства районного значения).
Е. Перечень мероприятий по обеспечению развития инфраструктуры района.
Е-1. В связи с предлагаемым размещением зон перспективного развития предусматривает строительство соответствующих транспортных доступов (необходимо помнить, что решение о строительстве транспортных доступов принимается вместе с решением о создании зон перспективного развития в установленном законом порядке).
Е-2. Расчет увеличения нагрузки в районной сети в связи с размещением объектов капитального строительства, предусмотренных настоящей Схемой, приведен в Табл. 8.

Таблица 8.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА УВЕЛИЧЕНИЯ НАГРУЗОК
В РАЙОННОЙ СЕТИ ПО ПОСЕЛЕНИЯМ, кВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "БОГДАНОВСКОЕ"
291,4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КАПЦЕГАЙТУЙСКОЕ"
311,6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КАЙЛАСТУЙСКОЕ"
376,9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "КОВЫЛИНСКОЕ"
543,8
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "МАРГУЦЕКСКОЕ"
769,7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "СОКТУЙ-МИЛОЗАНСКОЕ"
299,9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "СРЕДНЕАРГУНСКОЕ"
290,1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ЦЕЛИННИНСКОЕ"
619,15
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ЮБИЛЕЙНИНСКОЕ"
401,25
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК"
16721,98

Общая дополнительная суммарная нагрузка на районные сети составляет 20625,78 кВА.
Анализ данных, предоставленных районным подразделением электрических сетей, позволяет сделать вывод о недостаточном использовании возможностей сети. В среднем, замеры по нагрузкам на трансформаторных подстанциях населенных пунктов и прочих потребителей, выполненные в 2005 году, показывают, что нагрузки ТП не превышают 65%. В связи с этим предполагается замена существующих трансформаторов на трансформаторы меньшей мощности.
Контрольные замеры на воздушных линиях, также показывают, что загрузка по плотности тока не превышает 30 - 40%.
Таким образом, по всем элементам сети нет необходимости в технических мероприятиях, направленных на увеличение параметров сети по подключаемым дополнительным нагрузкам, приведенным в табл. 8.


------------------------------------------------------------------