По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Забайкальского краевого суда от 26.05.2014 по делу N 3-7/2014 <О признании недействующим подпункта "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года N 305>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу № 3-7/2014

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре П.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края Л.,
представителя Правительства Забайкальского края Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов "а", "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года № 305,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года № 305 утвержден Порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), который действует в редакции постановлений Правительства Забайкальского края от 21 февраля 2012 года № 70, от 8 октября 2013 года № 417, от 26 ноября 2013 года № 507.
Указанные нормативные правовые акты опубликованы в газете "Азия-Экспресс" от 1 сентября 2011 года № 35, от 27 февраля 2012 года № 8/1, от 14 октября 2013 года № 41/1, от 5 декабря 2013 года № 49.
Порядок регулирует вопросы бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 9 статьи 5 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года № 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", в частности устанавливает перечень документов, подлежащих представлению в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, для бесплатного получения земельных участков в собственность проживающим на территории городского округа "Город Чита" детям-инвалидам либо семьям, имеющим ребенка-инвалида, имеющим такое право на основании пункта 6 части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года № 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края".
Подпунктом 3 пункта 3 Порядка предусмотрено, что заявители, обладающие правом на бесплатное предоставление земельных участков по основанию, указанному в пункте 6 части 2 статьи 4 Закона, представляют, в числе прочего, свидетельство о рождении и паспорт (по достижении 14 лет) ребенка-инвалида (пп. "а"); выданный не позднее чем за один месяц до даты подачи заявления документ, подтверждающий проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа (для ребенка-инвалида) (пп. "в").
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда указанных подпунктов "а", "в" как противоречащих федеральному законодательству, ссылаясь на их несоответствие приведенному в пункте 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, перечню документов, необходимых для получения льготы по предоставлению земельного участка. Согласно названным Правилам земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства должны предоставляться на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Установление региональным законодателем для детей-инвалидов либо семей, имеющих ребенка-инвалида, дополнительной обязанности по представлению иных документов, не предусмотренных федеральным законодательством, фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей. Помимо этого заместитель прокурора обращает внимание на то, что весь перечень информации о гражданине, необходимой для предоставления соответствующей льготы, содержится в справке, подтверждающей факт установления инвалидности, форма которой утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 года № 1031н.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Забайкальского края Чадова Е.А. требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно указала, что оспариваемые положения носят коррупциогенный фактор, поскольку предполагают юридико-лингвистическую неопределенность, и подлежат признанию недействующими, в том числе и по мотиву правовой неопределенности.
Представитель Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края Л. с заявлением заместителя прокурора не согласилась, представила письменные возражения, просила исключить из числа заинтересованных лиц Губернатора Забайкальского края, поскольку оспариваемый нормативный акт им не принимался. Дополнительно пояснила, что предоставление инвалидам в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одним из способов решения вопроса об улучшении жилищных условий инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установленный Федеральным законом принцип первоочередности предоставления земельного участка не подразумевает его бесплатность. Региональный законодатель, реализуя свое право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидов, предоставил детям-инвалидам и семьям, имеющим ребенка-инвалида, проживающим в границах муниципального района или городского округа, право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства вне зависимости от критерия нуждаемости в жилом помещении за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Поскольку федеральное и региональное законодательство предусматривают разные меры социальной поддержки населения, оснований полагать оспариваемые прокурором положения не соответствующими федеральному законодательству не имеется. В связи с тем, что предоставление земельного участка обусловлено наличием у правообладателя гражданства Российской Федерации и его проживанием на территории в границах муниципального района или городского округа по месту предоставления земельного участка, региональный законодатель вправе включить в перечень документов, представляемых в орган государственной власти, свидетельство о рождении, паспорт или иные документы, удостоверяющие личность гражданина, а также документы, подтверждающие проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа.
Представитель Правительства Забайкальского края Г. с заявлением заместителя прокурора не согласился, поддержал пояснения, данные представителем Л., дополнительно указал, что документами, подтверждающими проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа, могут быть признаны справки о регистрации по месту жительства или пребывания, справки ТСЖ, паспорт, домовая книга и другие документы, содержащие сведения о месте проживания ребенка-инвалида. При этом указанные документы не всегда могут отвечать определенному в оспариваемой норме сроку их выдачи в течение месяца до момента обращения, однако это обстоятельство не будет являться основанием для отказа заявителю в принятии на соответствующий учет.
Заслушав прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим полностью или в части противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
Согласно пунктам "в", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство, а также вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов в силу статьи 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 17 указанного Федерального закона регулирует вопросы по обеспечению жилой площадью инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В части 14 данной статьи предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из анализа названных норм следует, что федеральным законодательством в качестве меры социальной поддержки предусмотрено право на первоочередное относительно других категорий граждан получение земельных участков инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, которое не предполагает бесплатность их предоставления.
В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 5 Федерального закона № 181-ФЗ, пунктом 18 вышеуказанных Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года № 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" (далее - Закон № 152-ЗЗК) предусмотрено бесплатное однократное предоставление в собственность детей-инвалидов либо семей, имеющих ребенка-инвалида, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности вне зависимости от нуждаемости в улучшении жилищных условий (пункт 6 части 2); земельные участки указанным лицам предоставляются в границах муниципального района или городского округа, в котором они проживают, для индивидуального жилищного строительства (часть 4).
Из изложенного следует, что Законом Забайкальского края в силу предоставленных ему полномочий на принятие нормативных правовых актов в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предусмотрена дополнительная по отношению к установленным федеральным законодательством мера социальной поддержки.
Предоставив детям-инвалидам и семьям, имеющим ребенка-инвалида, право на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность из состава земель, находящихся в собственности Забайкальского края, и земель на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, за счет собственных средств, региональный законодатель действовал в пределах своих полномочий.
Предусмотренное федеральным законодательством право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельного участка не связано с рассматриваемой региональной льготой, поскольку оно имеет различное содержание и основания предоставления. Из этого следует, что региональный законодатель вправе самостоятельно определять условия, основания и порядок предоставления предусмотренной им меры социальной поддержки детей-инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида.
Такой порядок регламентирован в статье 5 Закона № 152-ЗЗК, в соответствии с которой земельные участки предоставляются перечисленным в ней гражданам для индивидуального жилищного строительства на основании заявления, поданного в уполномоченный орган, к которому должны быть приложены документы согласно перечню, установленному Правительством Забайкальского края (части 1, 3).
Во исполнение приведенного положения Закона Правительство Забайкальского края, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия по установлению за счет собственных средств дополнительных льгот и гарантий при предоставлении гражданам в собственность земельных участков, утвердило оспариваемый прокурором Порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.
При этом в пунктах 2, 3 Порядка установлен перечень документов, который заявители обязаны представить в уполномоченный орган и непредставление которых влечет отказ в принятии заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
В число обязательных для представления документов помимо заявления включены документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), законного представителя несовершеннолетнего ребенка, свидетельство о рождении и паспорт (по достижении 14 лет) ребенка-инвалида, документ, подтверждающий факт установления инвалидности у ребенка-инвалида, выданный не позднее чем за один месяц до даты подачи заявления документ, подтверждающий проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа (для ребенка-инвалида), свидетельство о заключении брака (за исключением семей, в состав которых входят одинокий родитель и ребенок-инвалид, в том числе усыновленный).
Учитывая изложенное выше, суд находит неверной позицию прокурора о том, что в указанный перечень необоснованно включены свидетельство о рождении, паспорт (по достижении 14 лет) ребенка-инвалида и документ, подтверждающий его проживание на территории муниципального района или городского округа (для ребенка-инвалида), как не предусмотренные действующими федеральными нормами. Поскольку рассматриваемая мера социальной поддержки носит региональный характер, оснований полагать, что перечень требуемых документов должен соответствовать пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, не имеется.
Помимо этого следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" позволяет органам, оказывающим государственные услуги, право требовать от заявителей предъявления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (пункты 1, 3, 4 части 6 статьи 7).
Таким образом, оспариваемые прокурором нормы Порядка, содержащие требования к перечню документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление детям-инвалидам либо семьям, имеющим ребенка-инвалида, земельного участка в собственность, не противоречат федеральному законодательству по тому основанию, что приняты без учета пункта 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Вместе с тем суд находит подпункт "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка, позволяющий требовать от заявителя представления выданного не позднее чем за один месяц до даты подачи заявления документа, подтверждающего проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа, не отвечающим требованиям правовой определенности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, в связи с чем она может быть признана недействующей.
В пункте 25 постановления № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (статья 6).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. Согласно подпункту "а" пункта 4 коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Обязывая заявителей представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа (для ребенка-инвалида), законодатель не раскрывает его наименование, форму и содержание ни в Законе Забайкальского края, ни в Порядке.
Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованных лиц под данным документом следует понимать как документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или проживания, так и любые другие документы, содержащие сведения о месте проживания (документы о собственности, договоры найма (поднайма) жилого помещения, справки ТСЖ, управляющих компаний, домовые книги, паспорт и пр.). Вместе с тем соответствие данного документа предъявляемым требованиям подлежит установлению уполномоченным органом при рассмотрении заявления по существу, и, при установлении его несоответствия, заявителю будет отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка.
Суд полагает такое положение недопустимым, поскольку из содержания правовой нормы должно ясно следовать, какие документы гражданину следует предъявить для получения предусмотренной меры социальной поддержки. Договоры найма (поднайма) жилого помещения, сведения о собственности сами по себе не подтверждают факт проживания гражданина в жилом помещении, а лишь указывают на наличие соответствующего права. Правомочие организаций на выдачу справок о проживании должно соответствовать требованиям закона. Имеющаяся неопределенность в наименовании документа допускает возможность необоснованного отказа в предоставлении льготы либо затягивания рассмотрения вопроса.
Между тем действующее законодательство связывает понятие проживания с конкретным местом жительства или проживания гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Указанное положение конкретизируется в абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Указанной нормой также определяется понятие места пребывания, под которым понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой статьи 2).
В соответствии с абзацем вторым статьи 2 названного Закона факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства отражаются посредством регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 статьи 3 указанного Закона).
Таким образом, факт проживания граждан на какой-либо территории устанавливается на основании сведений об их регистрации по месту жительства или пребывания.
Документами, подтверждающими факт регистрации по месту жительства, являются паспорт гражданина Российской Федерации либо свидетельство о регистрации по месту жительства для граждан, не достигших возраста 14 лет; факт регистрации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (абзац второй пункта 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828, пункты 12, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713).
Региональный законодатель, обязав граждан представлять помимо паспорта ребенка-инвалида в возрасте старше 14 лет, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства, дополнительный документ, подтверждающий его проживание на территории муниципального района или городского округа, не учел вышеприведенные положения и возложил на заявителя необоснованную обязанность.
Следует отметить, что сведения о месте проживания ребенка-инвалида содержатся и в обязательном к представлению в уполномоченный орган документе, подтверждающем факт установления ему инвалидности (подпункт "б" подпункта 3 пункта 3 Порядка) - справке, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 года № 1031н форме. В данной справке, помимо прочего, обязательными реквизитами являются место жительства инвалида, при отсутствии места жительства - место его пребывания.
Отсутствие документа, подтверждающего проживание на определенной территории, при наличии в паспорте ребенка и справке об инвалидности сведений о регистрации по месту жительства при буквальном толковании подпункта 3 пункта 6 Порядка является основанием для отказа в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка по мотиву представления заявителем неполного комплекта требуемых документов, перечень которых установлен настоящим Порядком.
Таким образом, содержание подпункта "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка свидетельствует о неопределенности условий принятия решения, что предполагает широту дискреционных полномочий и является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
О наличии в оспариваемой норме коррупциогенного фактора свидетельствует также то, что документ, подтверждающий проживание ребенка-инвалида на территории муниципального района или городского округа, должен быть выдан уполномоченным органом "не позднее чем за один месяц до даты подачи заявления".
Из буквального толкования указанного положения следует, что надлежащим будет являться документ, выданный ранее одного месяца (более чем за один месяц) до даты подачи заявления.
Из объяснений представителей заинтересованных лиц усматривается, что законодатель предполагал установить требования к документу о его выдаче в течение месяца до даты обращения с заявлением с целью более точного установления места его проживания, и на практике осуществляется прием документов исходя из этого смысла.
Между тем суд должен исходить из содержания правовой нормы, а не из того смысла, который в него вкладывают правоприменители.
Использовав приведенную выше формулировку, региональный законодатель фактически допустил ограничение прав тех граждан, которые встали на регистрационный учет по месту жительства в течение месяца перед подачей заявления о предоставлении земельного участка в собственность, и установил не предусмотренное Законом Забайкальского края дополнительное условие для предоставления льготы - длительность проживания на территории муниципального района или городского округа.
Помимо этого следует отметить, что свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания выдаются уполномоченным органом один раз при осуществлении регистрационных мероприятий и сроком действия не ограничены. В связи с этим закрепление в Порядке срока, истекшего с момента выдачи указанного документа до момента обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, также следует расценить как направленное на ограничение прав граждан.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует требованиям формальной определенности, ведет к неоднозначному ее толкованию и устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что может повлечь нарушение прав граждан на получение предусмотренной законом гарантии.
Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части недействующими, суд полагает необходимым признать подпункт "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года № 305, противоречащим федеральному законодательству и недействующим по мотиву правовой неопределенности.
Поскольку подпункт "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства принят по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства, оспариваемые нормы в соответствии с абзацем первым пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В данном случае в газете "Азия-Экспресс".
Суд не может согласиться с позицией представителя Губернатора Забайкальского края Л. об отсутствии заинтересованности в исходе рассмотрения дела Губернатора Забайкальского края, поскольку в силу статей 43, 44 Устава Забайкальского края, статей 3, 9 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края", пунктов 36, 51 Регламента Правительства Забайкальского края, утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 18 сентября 2008 года № 191, Губернатор Забайкальского края является председателем Правительства Забайкальского края, подписывает принятые им постановления и направляет их для официального опубликования.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт "в" подпункта 3 пункта 3 Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года № 305.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2014.

Судья
Т.И.ВАСИЛЬЕВА


------------------------------------------------------------------