По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Забайкальского краевого суда от 26.06.2014 по делу N 3-11/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 13 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 года N 260>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу № 3-11/2014

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре П.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Солохиной В.Е.,
заявителя В., ее представителя Д.,
представителей Правительства Забайкальского края З., Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим подпункта 1 пункта 13 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 260,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 260 утверждено Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края (далее - Положение), которое действует в редакции постановлений Правительства Забайкальского края от 2 марта 2010 года № 90 и от 26 февраля 2013 года № 92.
Указанные нормативные правовые акты опубликованы в газете "Азия-Экспресс" от 13 июля 2009 года № 33, от 11 марта 2010 года № 15, от 7 марта 2013 года № 10.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 Положения выданная государственному гражданскому служащему Забайкальского края единовременная субсидия на приобретение жилого помещения подлежит возврату в бюджет Забайкальского края в течение 3 месяцев после увольнения по инициативе гражданского служащего при стаже государственной гражданской службы менее 15 лет.
В. обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующим данного пункта со дня принятия. По мнению заявителя, данная норма противоречит федеральному законодательству, а именно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку изменяет гарантированное статьей 53 Закона право гражданских служащих на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Как указывает заявитель, оспариваемая норма принята без учета рекомендаций, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", и ему противоречит. В. считает, что условие о возвратности субсидии нарушает права государственных гражданских служащих Забайкальского края, так как в случае возврата субсидии они лишаются права на дополнительную гарантию, предоставляемую один раз за весь период гражданской службы. Кроме того, ссылается на то, что ни один из региональных законодателей не предусмотрел условие о возврате такой субсидии, соответственно, имеются различия в механизме реализации названного права государственного гражданского служащего.
В судебном заседании заявитель В. и ее представитель Д., действующий на основании устного заявления, требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Кроме того, указали на имеющуюся в оспариваемой норме неопределенность правового регулирования.
Представители Правительства Забайкальского края З., Р. с заявлением В. не согласились, представили письменные возражения, пояснили, что постановление Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 260, утвердившее Положение, принято в пределах полномочий в целях обеспечения государственных гарантий государственным гражданским служащим Забайкальского края, установленных Законом Забайкальского края "О государственной гражданской службе Забайкальского края". Порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63, которые не распространяются на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Положения вышеназванных федеральных Правил являются для субъектов Российской Федерации рекомендательными. Предоставление указанной выплаты федеральным государственным гражданским служащим связано с их нуждаемостью в жилом помещении и носит стимулирующий характер. Между тем согласно оспариваемому Положению право государственного гражданского служащего Забайкальского края на получение единовременной субсидии не поставлено в зависимость от условия нуждаемости, носит характер возмещения затрат уже произведенных на приобретение жилья. К числу условий предоставления выплаты относится наличие определенного стажа государственной гражданской службы, принятие на себя обязательства о возврате субсидии при условии его увольнения с государственной гражданской службы Забайкальского края в предусмотренных случаях. Также в отличие от федеральных норм Положение Забайкальского края позволяет претендовать на получение субсидии обоим супругам, являющимся государственными гражданскими служащими Забайкальского края. Вопреки доводам заявителя аналогичные положения о возврате суммы предоставленной субсидии при схожих обстоятельствах имеются в нормативных правовых актах и иных субъектов Российской Федерации. При этом в случае возврата субсидии, полученной из бюджета Забайкальского края, В. не лишается права на реализацию дополнительной гарантии, предусмотренной статьей 53 Федерального закона № 79-ФЗ.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат отклонению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает его охраняемые законом права и интересы.
Согласно сведениям трудовой книжки В. в период с 3 января 2002 года по 29 декабря 2012 года замещала должности государственной гражданской службы Забайкальского края (Читинской области) - общий стаж составил 10 лет 11 месяцев 25 дней. В 2011 году ей была предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения, взыскание которой в настоящее время осуществляется в судебном порядке.
Следовательно, В. вправе оспаривать положения вышеназванного нормативного правового акта.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
В статье 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, которые могут им предоставляться при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В пункте 4 указанной статьи предусмотрено право государственного гражданского служащего на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из содержания нормы следует, что реализация указанной гарантии гражданским служащим напрямую зависит от соответствующего волеизъявления федерального либо регионального законодателя, условия и порядок ее предоставления также определяются ими самостоятельно.
Так, во исполнение данной статьи Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В пункте 2 данных Правил перечислены условия, при которых предоставляется единовременная субсидия. Эти условия установлены исходя из критерия нуждаемости федерального гражданского служащего в жилом помещении.

При этом действие положений указанных Правил не распространено на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. В пункте 5 названного постановления Правительства РФ указано лишь на то, что субъектам Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения рекомендовано учитывать положения настоящего постановления.
Таким образом, на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование относительно вопросов, касающихся порядка и условий реализации права государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Согласно перечисленным выше положениям указанные вопросы находятся в ведении субъектов Российской Федерации и подлежат разрешению в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Норма, предусматривающая рассматриваемую дополнительную государственную гарантию государственным гражданским служащим Забайкальского края, изложена в Законе Забайкальского края от 29 июля 2008 года № 21-ЗЗК "О государственной гражданской службе Забайкальского края" и аналогична по содержанию с нормой федерального закона.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 этого Закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом края или иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, предоставляется дополнительная государственная гарантия в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
В целях реализации данной нормы Правительством Забайкальского края в пределах своих полномочий принято Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, которым установлен порядок и условия предоставления выплаты, а также методика расчета ее суммы.
Условия предоставления субсидии связаны с несколькими моментами. Так, право на ее получение имеют лица со стажем государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - не менее 7,5 года в случае заключения служебного контракта и не менее 10 лет в случае его заключения на определенный срок (п. 3).
Предоставление субсидии не ставится в зависимость от критерия нуждаемости в жилом помещении и связано с фактом приобретения готового жилья, в том числе на условиях ипотеки, либо со строительством индивидуального жилого дома (п. 2).
Кроме того, при предоставлении субсидий учитывается, что общий стаж государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа должен составлять не менее 15 лет до достижения гражданским служащим 60-летнего возраста либо до окончания срока действия срочного служебного контракта (п. 4).
Также к числу условия предоставления следует отнести принятие государственным гражданским служащим на себя обязательства о возврате субсидии при условии его увольнения с государственной гражданской службы Забайкальского края согласно пункту 13 настоящего Положения: по инициативе гражданского служащего, по инициативе представителя нанимателя, связанной с виновными действиями гражданского служащего, при условии выделения жилья по социальному найму (пп. 3 п. 7). Непредставление указанного обязательства в письменной форме является основанием для отказа государственному служащему в приеме документов (абзац 5 п. 7).
Из приведенных положений, содержание которых заявителем не оспаривается, усматривается, что условия предоставления субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края принципиально отличаются от условий, установленных для федеральных государственных служащих, и направлены, в числе прочего, на формирование и сохранение кадрового состава государственных гражданских служащих.
Вместе с тем имеющиеся различия в подходах к определению условий предоставления субсидии на федеральном и региональном уровнях не свидетельствуют о нарушении основных принципов гражданской службы - единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации и равные условия ее прохождения, поскольку указанное обстоятельство не влечет необоснованный отказ в предоставлении гарантированной государством меры поддержки государственного служащего при приобретении жилья.
При таком положении суд не усматривает в оспариваемой норме ее несоответствия действующему законодательству.
Суд не принимает во внимание доводы заявителя и о том, что иными региональными законодателями не предусмотрено условие о возвратности полученной государственным гражданским служащим субсидии, поскольку, как уже было указано выше, порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами данных субъектов.
Также отсутствуют основания полагать, что оспариваемая норма является формально неопределенной. Использованную формулировку "увольнение по инициативе гражданского служащего при стаже государственной гражданской службы менее 15 лет" нельзя трактовать в отрыве от других положений, в частности подпункта 3 пункта 7, пункта 4, из содержания которых усматривается, что речь идет об увольнении с государственной гражданской службы Забайкальского края и стаже указанной службы в государственных органах Забайкальского края (Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа).
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления В. о признании недействующим подпункта 1 пункта 13 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 260, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2014.

Судья
Т.И.ВАСИЛЬЕВА


------------------------------------------------------------------