По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Забайкальского краевого суда от 25.07.2014 N 3-14/2014 <О признании недействующими абзацев 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19 пункта 76 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 568>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. по делу № 2-14/2014

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
при секретаре П.
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Солохиной В.Е.;
представителей Правительства Забайкальского края Л., К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими в части абзацев 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19 пункта 76, абзаца 3 п. 23 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 декабря 2013 года № 568,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 24.12.2013 № 568 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 31.12.2013 № 52/1, действует в редакции постановлений Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 № 29, от 30.04.2014 № 249.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены в п. 76 Территориальной программы.
Прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда абзацы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19 п. 76 Территориальной программы в части установленных величин нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 - 2016 годы:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств краевого бюджета;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств краевого бюджета;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств краевого бюджета.
По мнению прокурора, предусмотренные в указанных абзацах п. 76 Территориальной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов противоречат положениям раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 (далее - Федеральная программа), поскольку устанавливают заниженные в сравнении с установленными федеральным законодательством нормативы указанных затрат.
В ходе рассмотрения дела прокурор дополнил требования оспариванием абзаца 3 п. 23 Территориальной программы. Просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда указанный абзац в части оказания за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В обоснование указанных требований сослался на то, что разделом IV Федеральной программы финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом указанной Программой ограничения для финансового обеспечения медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в зависимости от форм собственности, не устанавливаются. Вместе с тем абзац 3 п. 23 Территориальной программы содержит такие ограничения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании прокурор Солохина В.Е. поддержала заявленные требования.
Представители Правительства Забайкальского края Л., К. выразили несогласие с требованиями прокурора, ссылаясь на то, что Федеральной программой установлено, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования. Стоимость Территориальной программы формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и утверждается в виде приложения к территориальной программе. Средства, направляемые на исполнение расходных обязательств Забайкальского края в части бесплатного оказания населению медицинской помощи, предусмотрены Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 920-ЗЗК "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Территориальная программа разработана исходя из объема расходов на бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, установленных в бюджете Забайкальского края и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края. Дефицит утвержденной стоимости Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края в 2014 году составил 20% от расчетной потребности финансирования Территориальной программы. За счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края дефицит отсутствует. В связи со сложившимся дефицитом нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, установленные Территориальной программой ниже средних нормативов, утвержденных Федеральной программой. Установить в Территориальной программе нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи выше, чем утвержденная стоимость Территориальной программы, не представляется возможным. Абзац 3 пункта 23 Территориальной программы не нарушает норм Федеральной программы.
Заслушав прокурора и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требование прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пп. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Статья 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусматривает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающим в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, и предписывает в части 1 утвердить названную программу в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливаются в том числе средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (часть 5 пункта 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 81 приведенного Федерального закона установлено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В базовой программе медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно положениям ст. 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения норматива объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
При таких обстоятельствах Правительство Забайкальского края, принимая оспариваемый акт, действовало в пределах своей компетенции по утверждению территориальной программы.
Как следует из анализа приведенных выше законодательных и нормативных правовых актов, объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые, как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи, не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации, поскольку действующее федеральное законодательство не предоставляет органам государственной власти субъекта право занижать нормативы по сравнению с базовыми.
В федеральной программе однозначно указано, что именно она определяет в том числе нормативы, оспариваемые по настоящему делу, предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на всей территории Российской Федерации бесплатно, и это свидетельствует о том, что базовые нормативы гарантированы населению Российской Федерации на всей территории.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительством Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
С учетом этой программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Разделом VI Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932, установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год, которые составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1507,4 рубля;
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 932,8 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227,9 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2015 и 2016 годы составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 448,9 рубля на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 351 рубль на 2015 год, 355,5 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1023,2 рубля на 2015 год, 1066,5 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 734,5 рубля на 2015 год, 766,8 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1309,1 рубля на 2015 год и 1323,4 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22452,3 рубля на 2015 год, 23544,2 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.
Между тем в территориальной Программе установлены иные - ниже базовых показателей - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Так, установленные абзацами 1, 2, 3, 5, 7, 9 п. 76 Территориальной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1250,3 рубля (федеральный норматив 1507,4 рубля);
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета - 220,8 рубля (федеральный норматив 360 рублей);
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета - 618,2 рубля (федеральный норматив 1044 рубля);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств краевого бюджета - 321,1 рубля (федеральный норматив 559,4 рубля);
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств краевого бюджета - 37894,7 рубля (федеральный норматив 61732,8 рубля);

на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств краевого бюджета - 1009,9 *** (федеральный норматив 1654,3 рубля).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2015 и 2016 годы, установленные абзацами 12, 13, 15, 17, 19 п. 76 Территориальной программы, составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета - 221,0 рубль на 2015 год, 221,2 рубля на 2016 год (федеральный норматив 448,9 рубля на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год);
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета - 618,8 рубля на 2015 год, 619,4 рубля на 2016 год (федеральный норматив 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств краевого бюджета - 321,3 рубля на 2015 год, 321,6 рубля на 2016 год (федеральный норматив 734,5 рубля на 2015 год, 766,8 рубля на 2016 год);
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств краевого бюджета - 35080,3 рубля на 2015 год, 32463,3 рубля на 2016 год (федеральный норматив 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год);
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств краевого бюджета - 1019,0 рубля на 2015 год, 1035,4 рубля на 2016 год (федеральный норматив 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год).
Сравнительный анализ положений двух программ, бесспорно, свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что оспариваемые положения п. 76 Территориальной программы противоречат приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, в частности положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Ссылки представителя заинтересованного лица на дефицит краевого бюджета на 2014 год, препятствующий приведению территориальной Программы в соответствие с Федеральной Программой, не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения для предмета настоящего дела. Отсутствие денежных средств не является основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932.
Доводы представителей заинтересованного лица о том, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда, не могут служить поводом к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку территориальная программа обязательного медицинского страхования является согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, определяющей права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующей единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, суд полагает, что Забайкальским краем должны быть установлены нормативы финансирования Территориальной программы с учетом соответствующих районных коэффициентов, поскольку из системного толкования положений раздела VI Федеральной программы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются с учетом районного коэффициента как подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы, так и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела положения п. 76 постановления Правительства Забайкальского края от 24.12.2013 № 568 в оспариваемой части противоречат действующему федеральному законодательству и их применение может привести к нарушению прав жителей Забайкальского края, заявление прокурора в указанной части подлежит удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 3 п. 23 Территориальной программы суд не находит.
В Федеральной программе финансирование паллиативной медицинской помощи предусмотрено за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Территориальной программе финансирование паллиативной медицинской помощи также предусмотрено за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета. Вместе с тем в программе указано, что финансирование данной помощи производится в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 21 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь статьей 83 указанного выше Федерального закона установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2009 № 377 "Об утверждении Перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края" утвержден Перечень краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края. Разделом 5 данного перечня определены краевые государственные учреждения, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Из анализа указанных норм можно сделать вывод о том, что в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, абзац 3 пункта 23 Территориальной программы не нарушает норм Федеральной программы (т.к. финансирование паллиативной помощи осуществляется за счет средств бюджета края), при этом в территориальной программе учтены иные нормы законодательства - пункт 21 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ и пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в части финансирования паллиативной помощи за счет средств бюджета края в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, учитывая, что мероприятия по оказанию паллиативной помощи финансируются только за счет средств краевого бюджета и не финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования, данной нормой не нарушены права ни иных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования, ни граждан, которые могут получить паллиативную помощь только в медицинских организациях, финансируемых за счет средств бюджета Забайкальского края.
Таким образом, оспариваемый абзац 3 п. 23 Территориальной программы действующему федеральному законодательству не противоречит, прав граждан на бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования прокурора удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда абзацы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19 п. 76 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.12.2013 № 568, в части установленных величин нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 - 2016 годы:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств краевого бюджета;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств краевого бюджета;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств краевого бюджета;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств краевого бюджета.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья
В.В.ПИЧУЕВ


------------------------------------------------------------------